Первые посетители приходили к Наталье Косоротихиной тайком, по ночам. Они опасались вызова в милицию или даже в отдел КГБ (Комитет государственной безопасности). Хотя гонения на Церковь в 1970-е годы прекратились, но власти продолжали оказывать давление на священников и верующих. За посещение храма можно было получить взыскание на работе, лишиться премии или же так называемой «тринадцатой зарплаты», выдаваемой по итогам года. А начальников могли даже понизить в должности.
Первоначально люди приходили к Наталье, чтобы проявить свое сочувствие и ей и Ольге, которая посвятила свою жизнь уходу за тяжелобольной сестрой. Народ хоть как-то стремился помочь сестрам. Кто-то приходил помыть полы, кто-то приносил продукты: капусту, картошку, морковь, свеклу — кто что мог.
А пришедшая в сознание Наталья, парализованная, испытывавшая сильные головные и суставные боли, ободряла приходивших к ней посетителей. Находила такие слова, которые утешали людей и вселяли в них надежду на лучшее. Люди стали с ней советоваться по житейским вопросам. Стали замечать, что Наталья обладает даром прозорливости. Она могла заранее предсказать ту или иную житейскую ситуацию. И все сбывалось.
Так, однажды в гости к Ольге пришла знакомая женщина. Они, чтобы не тревожить болящую, потихоньку прошли на кухню и стали разговаривать. А когда гостья собиралась уходить, Наталья вдруг повернула к ней голову и сказала:
— Большое горе вы пережили полгода назад!
Женщина застыла от удивления. Действительно, полгода назад она потеряла близкого человека, но откуда это могла знать Наталья, только что вышедшая из комы?
А Наталья тем временем продолжила:
— Вы не переживайте. У вас скоро все наладится!
Женщина еще более удивилась. Откуда она знает, что её постигли тяжелые жизненные обстоятельства и что она может знать о её будущем?
Однако слова Натальи Косоротихиной вскоре полностью сбылись.
Потом произошел другой случай. Как-то пришла к ней за советом Мария Иванова и говорит.
— У меня Наталья такое дело. Внук в Воркуте живет. А его мать, моя дочь, здесь. Намедни внук позвонил, говорит: «Мама, приезжай скорее, нужно чтобы ты приехала». А как ехать, как добираться, мы не знаем. Да и надо ли ей ехать?
— Пусть едет — сказала матушка Феодосия, — Только не во всякую машину садится. Когда поедет, выйдет перед Скопиным на развилку, там три дороги сходятся. Будет попутку ловить. Поедет машина слева — в нее садиться нельзя, в ней ее убьют. А когда справа поедет машина, то в нее можно. Доберется она до Воркуты, благополучно доберется.
Ну, я пришла домой, все рассказала дочке. Она собралась в дорогу и уехала. А потом звонит мне: «Мама, как матушка говорила, так и случилось. Ну точь-в-точь все так было! Вышла на развилку смотрю — машина слева едет. Я в нее не села. А тут и справа машина подъехала. Я в нее села. А потом я узнала, что в той машине какие-то бандиты ехали.
После этих случаев многие стали просить Наталью помолиться за них, и она молилась. И по ее молитвам в жизни людей все устраивалось. Вскоре благодаря благодатной помощи Натальи Косоротихиной стали происходить чудесные исцеления.
Одна из ее первых посетительниц, жительница села Корневое Александра Павловна Зотова рассказала следующий случай.
«Я жила одна. Здоровая была, работящая и вдруг заболела. Опухоль у меня какую-то нашли. Врачи сказали, что надо делать операцию. А знакомые говорили:
— Какая тебе операция? Тебе весь живот изрежут. Не переживешь ты эту операцию.
Тут я сильно расстроилась. Похоже, что у меня рак. Что делать не знала. Ведь операция предстояла серьезная. Ложиться, не ложиться? А что-то же надо было делать. Тогда мне посоветовали сходить к Наталье Косоротихиной. Ну я и пошла. Зашла в домик, в ее комнатку. Стою и от волнения не знаю, что сказать. А она светленькая такая лежит, добренькая. Посмотрела на меня, улыбнулась и говорит:
— Знаю, знаю, зачем ты пришла. Хочешь спросить, надо ли тебе на операцию ложиться рабушка? (таким словом /от раба Божия/ матушка называла многих своих посетительниц).
Не переживай, не бойся. Ложись в больницу и делай операцию. А если не сделаешь, то разболеешься еще сильней. Подумай, ты ведь одна живешь, кто за тобой, за больной, ухаживать будет?
«Что такое? — подумала я. — Откуда Наталья про меня это знает, даже то, что я одна живу?»
А она опять повторяет:
— Ложись рабушка, не бойся. Перед операцией помолись, а когда на операцию пойдешь, то не печалься, а будь повеселей. Все будет хорошо. Врач поможет тебе.
Ну, легла я в рязанскую больницу, что в Канищеве. Моим врачом была женщина. Да не простая, а верующая. Да… Я ей рассказала про Наталью. Оказалось, что она про нее слышала. Врач, женщина эта, написала на листочках разные молитвы и прикрепила к моим волосам на голове. Так и делали мне операцию с молитвами прямо на голове… И все прошло так хорошо, что врач даже удивилась. Говорит:
— У тебя ведь раковая опухоль была. Такие операции делаются трудно, тяжело делаются. А тут все шло, как по маслу. Удивительно легко операция прошла. А главное — рака теперь у тебя нет. Все прошло! Дивно это для меня, дивно…
Вот так сбылись надо мной слова Натальи. Я потом к ней в разное время опять ходила. Какая же она прозорливая, сколько же она людям добра делала, всего и не вспомнить, и не рассказать».
Многим своим посетителям Наталья советовала обратиться к врачу, но были и такие, которые лечились по ее рецептам.
Так Анна Филипповна Лукьянова, жительница села Пупки рассказала такой случай: «У меня была сыпь по всему телу. Откуда, почему — непонятно. А сыпь-то эта была болезненной. Терпеть ее было тяжело. Что делать? Пошла посоветоваться к Наталье. Пришла, рассказала о своей болезни, спросила, надо ли в больницу ложиться? А она сказала, что не надо и к врачу ходить не надо. Посоветовала пить настойку из трав — чистотела и ромашки. А еще делать так — брать два вида крапивы — с мелким листом и с крупным листом, класть в таз и заливать проточной водой. Настаивать с утра на солнышке, а вечером обливаться. Я стала так делать и сыпь прошла».
Существует множество свидетельств, как многие люди исцелялись травами, настоянными по рецептам Натальи Косоротихиной. Некоторые рецепты были простыми, некоторые сложными. Комплекс трав также был или простым, или сложным. Матушка с детства знала целебные свойства трав и способы их приготовления. Это знание предалось ей от мамы и от односельчан-старожилов, хранивших вековые народные традиции лечения травами. Но, став парализованной, Наталья получала и другие знания свыше. Так, однажды она излечила больную женщину неведомой травой, которая росла в месте известном только Наталье. Как рассказывал мне один священник Скопинской епархии, отец Иоанн Звонов, прихожанкой которого была эта женщина: «Старица духом увидела это место и на вопрос женщины, где ей найти рекомендованную траву, точно указала это место, и сказала, как к нему пройти».
Но главным в той помощи, которую оказывала Наталья болящим, конечно же была ее молитва. Ведь были случаи, когда от простейшего рецепта, простейшей травы излечивались тяжелобольные люди, которым по всем медицинским показателям, просто необходимо было лечь в больницу. Ольга Орлова записала такой рассказ одной женщины: «У меня рак был, уже последней стадии. А матушка меня исцелила. Травку сказала пить, лабазник. Я до сих пор эту травку пью…»
Сегодня многие рассказывают о матушкиных рецептах лечения травами. Некоторые даже публикуют состав и способ их приготовления. Однако, думается, что это неправильно. Не может подлабазник излечить рак последней стадии. Даже сложный компонент различных трав не может. Потому на первом месте у матушки помимо трав (которые конечно же были целебными) была молитва. Об этом написала доктор медицинских наук Раиса Яковлевна Татаринцева. В своих воспоминаниях о матушке Феодосии она отметила: «Матушка иногда травы назначала. Причем самые простые: ромашку, пустырник, подлабазник. И тяжелейшие больные выздоравливали. Дело, конечно, было не только и не столько в растениях, а в матушкиной молитве».
Сила молитвы матушки Феодосии была необычайной. По ее молитвам исцелялись больные раком, бесплодные женщины рожали детей, разрешались практически неразрешимые жизненные ситуации. Но молилась она не только за отдельных людей. Как говорила сама матушка: «Я в молитвах всех-всех поминаю. Начинаю из своей деревушки поминать, а потом и всех приходящих и приезжающих поминаю». А ведь «приходящих и приезжающих» было не десять, не двадцать человек, а многие сотни! Невероятно, но факт — матушка Феодосия помнила всех, кто бывал у нее. Какие же силы были нужны, чтобы помнить и поминать тысячи своих посетителей! Конечно, такие силы человеку может дать только Господь. Но человек, непрестанно молясь, порой ослабевает. Так бывало и с матушкой Феодосией, которая однажды призналась священнику Евгению Кариху: «Вот я молюсь, молюсь, чувствую — силы угасают и того гляди пред Богом предстану, а я грешная не готова… И все понимают, что мне тяжело. А потом смотришь, и снова силы притекают, Господь дает… И опять людей можно принимать».
Силы притекают, когда их дает Господь… Это сказано для всех нас — слабых, немощных, сокрушенных. Никто, кроме Господа, жизненных сил нам дать не может, у Него их и надо просить, молиться Ему, верить в Него, надеяться на Него и любить. Таков завет матушки Феодосии. В тех или иных словах она всегда обращала внимание именно на это — на веру, надежду и любовь.
Игорь ЕВСИН, православный писатель, г. Рязань