За год после преставления старицы матушки Феодосии кладбище близ ее родного села Велемье, где она похоронена, из обычного сельского погоста превратилось прямо-таки в мемориал. Ее многочисленные духовные чада берегут память о матушке, как о родной, и заботятся о месте ее упокоения. А она и была многим роднее родных, ближе близких. Любви матушки хватало на всех к ней приходящих.
Когда мы хоронили матушку Феодосию, к ее могилке из-за кустарника, выросшего между дорожек, можно было пробраться с великим трудом, а теперь все вокруг вычищено, уложено плиткой. В маленькой рощице рядышком сколочен деревянный стол и лавки, чтобы можно было здесь же помянуть старицу и всех упокоившихся на этом кладбище. Могилка матушки всегда ухожена, над ней – крест и всегда теплящаяся лампадка.
– Она теперь нам стала еще ближе и доступнее, – говорит отец Иоанн Звонов, настоятель Геориевского храма г.Скопина, с которым мы встретились у могилы матушки на Вербное воскресенье.
С матушкой Феодосией отец Иоанн знаком уже почти тридцать лет. Он знал, что есть такая Наталья, которая помогает людям, хотя сама лежачая больная. И через некоторое время после того, как он стал священником, батюшку попросили причастить Наталью, он с радостью согласился. Матушка очень обрадовалась его приходу, и с тех пор «Я с матушкой 30 лет», – говорит отец Иоанн.
«Мы приезжали к ней часто, спрашивая совета в разных ситуациях. Я из давних времен доставать не буду примеры, а скажу только, что и после своей смерти матушка скорая в помощи. Если нужна помощь, едем к ней на могилку. Она помогает. Видимо, она имеет дерзновение у Бога сейчас больше… По ее молитвам наш старший сын – священник из Шахт – вновь вернулся служить в Рязанскую епархию. Что касается просьб о помощи детям, она всегда особенно внимательно к этому относилась. Матушка Феодосия детей любила. Когда моя матушка забеременела третьим ребенком в 40 лет, мы опять к ней поехали. «Матушка, вот так и так, а годы немолодые…» А она в ответ: «Батюшка, так это вам будет радость, этот ребенок вас кормить будет. Это вам Господь послал». По матушкиным молитвам такая радость вот рядом».
С отцом Иоанном к матушке Феодосии потом часто ездил этот сыночек Дима. И на могилке у матушки он тоже был с ним.
– А ты к матушке обращался за помощью?
– Да, когда у меня стали тройки в школе появляться. Просил у нее помочь мне в учебе. Помогала, и я старался, четверки, пятерки стал получать.
Пока говорили, пошел мелкий дождь. Но уходить с могилки матушки Феодосии не хотелось. Рядом с ней было спокойно, тепло на душе…
– Отец Иоанн, говорят, к матушке и монашествующих много приезжало.
– Бывали у нее и московские монахини, и насельницы Горнего монастыря из Иерусалима. Все со своими вопросами, приезжали не один раз.
– А что-то матушка вам рассказывала сама?
– Да, например, начну ей рассказывать про какие-то места, а она кивает и поддерживает разговор, будто сама там была. Вот начну говорить ей про свой храм, который я выстраивал 20 лет назад из руин, а она: «Батюшка, я видала». Думаешь: «Как же?» Приезжаю: «Матушка Феодосия, иконостасик там сделали новый». Она: «Батюшка, а я видала». В следующий раз: «Батюшка, я у тебя на втором этаже была». Она весь процесс знала, что мы делаем, помогала нам строить храм своими молитвами. К матушке многие обращались за помощью в болезнях, и она говорила, какой травкой полечиться. Своим местным она говорила: «Пойдешь на этот бугорок (знала местность, где какой бугорок), на левом склоне есть такая ложбиночка, в этой ложбинке – эта травка».
Разве человек может упомнить, где что растет, если он 20 лет лежит недвижимый?! Дома-то порой забудешь, что куда положил. Матушка духом все прозревала, такое ей дерзновение от Бога было дано.
Прощаемся с батюшкой, благодарим матушку Феодосию за помощь, за встречу с отцом Иоанном. Дождик усиливается, а на дороге останавливаются еще две машины. Люди идут к матушке… Дивны дела Твои, Господи!
Ирина ЕВСИНА